Круглый стол по профессиональному обучению

Специалисты из Москвы, Ленинградской области, Финляндии и Карелии представили опыт работы по профессиональному обучению инвалидов. Одним из центральных мероприятий деловой программы чемпионата «Абилимпикс» стал круглый стол «Развитие системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в регионе».

Модераторами выступили директор Педагогического колледжа Оксана Старшова и руководитель общественной организации «Гармония», специалист Национальной библиотеки Олег Черепанов.

Как справедливо отметила Оксана Старшова, важно, чтобы большая команда «Абилимпикса» имела возможность проанализировать, какой уникальный опыт накоплен, какие ресурсы подтянуты и подтягиваются, и каков вектор дальнейшего развития. В рамках круглого стола состоялись выступления коллег, которые помогли сделать определенные выводы.

С 2017 года Петрозаводский педагогический колледж является базовой образовательной организацией по поддержке инклюзивного профессионального образования в регионе. Здесь созданы Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и Региональный центр развития движения "Абилимпикс". Заместитель директора Оксана Теряева рассказала об основных направлениях работы базовой организации.

Обучение инвалидов по адаптированным образовательным программам, методическое сопровождение, осуществление консультаций, профессиональная ориентация и диагностика — лишь некоторые из них. Базовая организация располагает самым современным оборудованием для обучения лиц с овз, проводит семинары и курсы для педагогических и управленческих работников по вопросам инклюзивного профессионального образования, предлагает возможности освоения оборудования.

— Сегодняшняя встреча — это как раз, та самая возможность, когда подтягивается ресурс других регионов, когда нам не просто удобно или нужно, нам экономически важно аккумулировать условия, которые есть и у нас, и у соседей, — подчеркнула Оксана Николаевна.

Так, например, Ленинградская область может показать пример по охвату инвалидов системой среднего профессионального образования, заинтересованности и социальной ориентированности бизнес-структур, грамотной политики по привлечению ресурсов.

Во Всеволожске создан Мультицентр социальной и трудовой интеграции. Уникальное учреждение обеспечивает комплексную профессиональную подготовку работников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам по профессиям рабочих и служащих, не требующих высокой квалификации.

Опытом работы Центра поделилась Екатерина Логинова, советник вице-губернатора Ленинградской области по вопросам образования, научный руководитель Учреждения. С учетом запроса рынка труда в Мультицентре студентов обучают таким профессиям, как уборщик помещений, оператор ЭВМ, обувщик, швея, изготовитель художественных изделий из керамики, пекарь, газонокосильщик, цветовод и другим.

Срок обучения варьируется от двух месяцев до полугода. В период обучения людям предоставляется проживание и необходимая оборудованная доступная среда. Позже специалисты Центра сопровождают выпускника в трудоустройстве, в период адаптации на рабочем месте.

— Сегодня много сделано в стране для лиц, имеющих особые образовательные потребности — это и система ранней помощи, и система дошкольного образования, школьного образования. Однако, система профессиональной подготовки и профессионального обучения мало разработана. Поэтому так важно сегодня уделять значение тем наработкам, которые есть в каждом субъекте Российской Федерации. Только обобщая тот опыт, который есть в регионах, мы создадим единую базовую модель, позволяющую каждому инвалиду реализоваться с учетов его индивидуальных потребностей и возможностей, — резюмировала Екатерина Логинова.